С середины 1990-х годов изучение истории, культуры, литературы, природы, растительного и животного мира Кубани осуществляется в рамках регионального курса «Кубановедение».
Термин «кубановедение» родился не случайно. Ещё в позапрощлом веке в школах Российской империи велось преподавание таких дисциплин, как «Родиноведение», «Отчизноведение». В 1914 году педагог Маньков ввёл в научный оборот понятие «регионоведение», которое в 1990-е годы объединило более узкие понятия: «москвоведение», «кубановедение» и др. «Кубановедение» призвано реализовать в практической деятельности школ Краснодарского края принципы государственной политики и общественные требования к содержанию образования:
воспитание гражданственности и любви к Родине;
защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;
формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний;
формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической, экологической культуры;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными этническими, религиозными и социальными группами;
гуманизация и гуманитаризация процесса образования.
Основные направления и формы деятельности по ведению курса «Кубановедение» в учебно-воспитательном процессе.
Учебная деятельность |
Внеклассная воспитательная работа |
Организация научно-исследовательской и проектной деятельности |
Урок кубановедения в 1-11 классах Изучение разделов курса в предметных областях базисного учебного плана |
Массовые праздники, театрализованные представления, конкурсы и т. п. Групповые викторины, предметные недели, интеллектуальные игры, экскурсии и т.п.; Индивидуальные беседы, консультации. |
Экспедиции (археологические, фольклорные, экологические и др.); Предметные олимпиады; Конкурсы творческих проектов; Научно-исследовательская и поисковая деятельность на базе музеев и т.д. |
Залог успеха в работе по изучению курса «Кубановедение» состоит в том, чтобы учебные и внеклассные занятия были пронизаны творческим началом, инициативой учащихся, исследовательским духом, эмоциональным накалом. Важно, чтобы учащиеся постоянно обращались к различным методам раскрытия того или иного явления, учились участвовать в диалоге, откровенно обсуждать события прошлого и настоящего, которые волнуют их, учились извлекать уроки, выводы из событий истории родного края, активно участвовали в возрождении и обновлении прогрессивных культурных традиций народов Кубани. Как показывает опыт, наилучшей базой организации краеведческой работы в школе может служить школьный музей.
Огромную помощь в преподавании кубановедения оказывает школьные музеи « История станицы Некрасовской» и «Музей истории казачьего быта». При изучении многих тем школьной программы ученики могут лучше представить эпоху: меотские зеркала, золотоордынские кувшины, скифский звериный стиль, наконечники копий, дротики, мечи.
Можно найти интересный материал по созданию колхоза (коллективизация). Широко и интересно представлен в музеях материал, показывающей быт станицы, героические страницы Великой Отечественной войны.
Музей живет и будет жить в нашей станице, помогая детям прикоснуться сердцем к героическому прошлому, увидеть, то что свято.