Sunnyfields Cattery

История школьного краеведения

Надо хранить прошлое…

Оно воспитывает чувство ответственности перед Родиной.

Д.С. Лихачёв

На современном этапе развития России всё более очевидным становится понимание того, что решение важнейших проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности у подрастающего поколения гражданской позиции, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию многонациональной России. Всё это находит отражение в Конституции РФ, Национальной доктрине образования РФ. Основой для реализации задач гражданско-патриотического воспитания является историко-культурный потенциал страны, а одним из эффективных путей решения – развитие историко-краеведческой деятельности школьников.

Перестройка духовной жизни общества обусловила значительное повышение интереса к краеведению. Происходит подъём национального самосознания, стремление глубже познать своё прошлое, родной язык, культурные и художественные традиции, накопленные предыдущими поколениями.

Чувство Родины нужно заботливо выращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной стороне –

будет много людей, похожих на иссушенное растение

перекати-поле…»

Д.С. Лихачёв.

Изучение родного края становится важнейшим и обязательным компонентом в системе образования, что обусловлено общими целевыми установками современного образования:

познание окружающего мира во всём его многообразии;

понимание взаимодействия между человеком и процессами, явлениями, происходящими вокруг него;

подготовка к жизни в конкретной среде;

Краеведение – важное средство формирования культуры учащихся. Под школьным краеведением понимается широкий спектр специальных методик использования информации по истории родного края, его природы в целях повышения эффективности обучения и воспитания учащихся.

Школьное краеведение имеет в нашей стране  почти вековую историю. Наша педагогика накопила бесценный опыт использования школьного краеведения в обучении и воспитании учащихся: от эпизодических наблюдений за природными явлениями и ознакомительных экскурсий до туристических походов,  путешествий и централизованных краеведческих экспедиций; от редких школьных музеев, создававшихся для собирания учебно- наглядных пособий, до их мощной сети, выполнявшей государственные функции по охране и использованию памятников истории и культуры. Нельзя забывать о том, что школьные поисковые отряды, музеи способствовали сохранению краеведческой традиции в нашей стране, особенно после того, как «взрослое» краеведческое движение было разгромлено на рубеже 1920-х – 1930-х годов.

Школьное краеведение прошло довольно сложный путь, неоднократно переживало подъёмы и спады, но неуклонно совершенствовалось, обогащая общественную педагогику.

Современный кризис школьного краеведения начался в начале 1990-х годов и связан с экономическими и политическими изменениями, произошедшими в нашем обществе. Педагоги-краеведы переживали чувство растерянности, поскольку была взята под сомнение не только целесообразность их деятельности, но и уничтожены плоды труда многих из них. Были закрыты многие школьные музеи, значительная часть экспонатов бесследно утеряна. В настоящее время школьное краеведение пытается адаптироваться к новым условиям жизни, ищет пути использования накопленного опыта в современной ситуации.

Школьный музей является одной из форм работы по развитию творческой самостоятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки и оформления материалов – источников по истории культуры, традиций, природы и общества, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность. Школьный музей призван содействовать патриотическому воспитанию учащихся, расширению их кругозора, развитию познавательных интересов и общественной активности, формированию у них практических умений и навыков поисково-исследовательской работы.

Школьный музей осуществляет сбор, изучение, показ и хранение памятников истории, материальной и духовной культуры человека, подлинников, имеющих общественную, историческую или эстетическую ценность.

Школьные музеи могут иметь разный профиль. Например:

история школы, музей боевой славы, литературный музей, естественнонаучный и другие

Выбор профиля школьного музея зависит как от потребностей учебно-воспитательной работы школы, так и от реальных возможностей данной местности в сборе предметов-подлинников и памятников-первоисточников, фонд которых должен лежать в основе музейной экспозиции.

Наиболее распространены в школах краеведческие музеи широкого профиля, отражающие природу, историю, экономику и культуру своего региона.

К музеям широкого профиля относится и наш музей «История станицы Некрасовской». Он был открыт 8 мая 1985 года. Экспозиции музея были собраны с помощью большой поисковой работы, проводимой учащимися нашей школы под руководством учителя истории Калмыковой Розы Николаевны. В течении 20 лет она возглавляла работу школьного музея.

Экспозиции музея разделении на семь разделов:

Откуда станица начало берёт.

Наша станица в годы революции.

Наша станица в годы становления советской власти и в годы гражданской войны.

Наша станица в годы ВОВ.

История развития колхоза «Россия».

образование и культурная жизнь станицы.

Быт казаков-некрасовцев.

Сегодня организует и направляет работу в музее учитель русского языка и литературы Степанова Нелли Дмитриевна. Проводимая школьным музеем работа многообразна по своему содержанию и формам:

пополнение фондов путём изучения литературных, картографических, архивных источников;

изучение собранных в музее материалов;

создание постоянных и временных выставок;

оказание помощи учителям в использовании музейных материалов и учебном процессе;

установление связей с другими школьными музеями;

проведение викторин, конкурсов краеведческого содержания.

Организация музея – проявление зрелости общества.

Создание школьного музея – это определённый этап краеведческой работы, а отнюдь не её завершение. Жизнь идёт вперёд, явления окружающей нас действительности находятся в постоянном развитии и изменении, эти изменения и являются неиссякаемым источником пополнения экспозиции новыми материалами. У поисково-исследовательской работы предела нет. Но поиск материала должен вестись планомерно и целенаправленно. И тогда музей становится не местом разовой экскурсии, мероприятия, как это часто бывает, а элементом образования.

Гуляева Т.М.


    «Мы истории нашей листаем страницы» Под таким девизом прошла в МБОУСОШ№12 «Неделя музеев». И музеи « История станицы» и « История казачьего быта» ждали детей ежедневно. Все желающие могли побывать там, где оживает история, где экспонат – это частичка жизни наших замечательных земляков.
     Экскурсоводы А. Плаксицкая, А. Берлова, А. Калиева, Л. Кучеренко, О. Дьякова и О. Беркута. Вкладывали частичку своей детской души в каждую экскурсию. Увлеченно и взволнованно вели нас от стенда к стенду, открывая интересные странички жизни родной станицы.
      Увлекательные экскурсии со стихами, пословицами, шутками и станичными прибаутками прошли в горнице, так ласково в школе называют музей казачьего быта. Иначе не могло и быть, ведь горница -  старина станицы. И все, что в ней собрано это жизнь, быт, прошло маленького уголка на карте большой России  - станицы Некрасовской.
     Особые слова благодарности хотелось бы сказать педагогам, подготовивших детей. Это Степанова Н. Д. – учитель кубановедения, Кузнецова Л. Б.  – учитель начальных классов.
Другие разделы сайта
Телефон доверия
Сетевой город
Госуслуги
Министерство образования и науки РФ
Региональные проекты КК
Поиск
Мини-чат
Вход на сайт

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0