История школьного краеведения
Надо хранить прошлое…
Оно воспитывает чувство ответственности перед Родиной.
Д.С. Лихачёв
На современном этапе развития России всё более очевидным становится понимание того, что решение важнейших проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности у подрастающего поколения гражданской позиции, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию многонациональной России. Всё это находит отражение в Конституции РФ, Национальной доктрине образования РФ. Основой для реализации задач гражданско-патриотического воспитания является историко-культурный потенциал страны, а одним из эффективных путей решения – развитие историко-краеведческой деятельности школьников.
Перестройка духовной жизни общества обусловила значительное повышение интереса к краеведению. Происходит подъём национального самосознания, стремление глубже познать своё прошлое, родной язык, культурные и художественные традиции, накопленные предыдущими поколениями.
Чувство Родины нужно заботливо выращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной стороне –
будет много людей, похожих на иссушенное растение
перекати-поле…»
Д.С. Лихачёв.
Изучение родного края становится важнейшим и обязательным компонентом в системе образования, что обусловлено общими целевыми установками современного образования:
познание окружающего мира во всём его многообразии;
понимание взаимодействия между человеком и процессами, явлениями, происходящими вокруг него;
подготовка к жизни в конкретной среде;
Краеведение – важное средство формирования культуры учащихся. Под школьным краеведением понимается широкий спектр специальных методик использования информации по истории родного края, его природы в целях повышения эффективности обучения и воспитания учащихся.
Школьное краеведение имеет в нашей стране почти вековую историю. Наша педагогика накопила бесценный опыт использования школьного краеведения в обучении и воспитании учащихся: от эпизодических наблюдений за природными явлениями и ознакомительных экскурсий до туристических походов, путешествий и централизованных краеведческих экспедиций; от редких школьных музеев, создававшихся для собирания учебно- наглядных пособий, до их мощной сети, выполнявшей государственные функции по охране и использованию памятников истории и культуры. Нельзя забывать о том, что школьные поисковые отряды, музеи способствовали сохранению краеведческой традиции в нашей стране, особенно после того, как «взрослое» краеведческое движение было разгромлено на рубеже 1920-х – 1930-х годов.
Школьное краеведение прошло довольно сложный путь, неоднократно переживало подъёмы и спады, но неуклонно совершенствовалось, обогащая общественную педагогику.
Современный кризис школьного краеведения начался в начале 1990-х годов и связан с экономическими и политическими изменениями, произошедшими в нашем обществе. Педагоги-краеведы переживали чувство растерянности, поскольку была взята под сомнение не только целесообразность их деятельности, но и уничтожены плоды труда многих из них. Были закрыты многие школьные музеи, значительная часть экспонатов бесследно утеряна. В настоящее время школьное краеведение пытается адаптироваться к новым условиям жизни, ищет пути использования накопленного опыта в современной ситуации.
Школьный музей является одной из форм работы по развитию творческой самостоятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки и оформления материалов – источников по истории культуры, традиций, природы и общества, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность. Школьный музей призван содействовать патриотическому воспитанию учащихся, расширению их кругозора, развитию познавательных интересов и общественной активности, формированию у них практических умений и навыков поисково-исследовательской работы.
Школьный музей осуществляет сбор, изучение, показ и хранение памятников истории, материальной и духовной культуры человека, подлинников, имеющих общественную, историческую или эстетическую ценность.
Школьные музеи могут иметь разный профиль. Например:
история школы, музей боевой славы, литературный музей, естественнонаучный и другие
Выбор профиля школьного музея зависит как от потребностей учебно-воспитательной работы школы, так и от реальных возможностей данной местности в сборе предметов-подлинников и памятников-первоисточников, фонд которых должен лежать в основе музейной экспозиции.
Наиболее распространены в школах краеведческие музеи широкого профиля, отражающие природу, историю, экономику и культуру своего региона.
К музеям широкого профиля относится и наш музей «История станицы Некрасовской». Он был открыт 8 мая 1985 года. Экспозиции музея были собраны с помощью большой поисковой работы, проводимой учащимися нашей школы под руководством учителя истории Калмыковой Розы Николаевны. В течении 20 лет она возглавляла работу школьного музея.
Экспозиции музея разделении на семь разделов:
Откуда станица начало берёт.
Наша станица в годы революции.
Наша станица в годы становления советской власти и в годы гражданской войны.
Наша станица в годы ВОВ.
История развития колхоза «Россия».
образование и культурная жизнь станицы.
Быт казаков-некрасовцев.
Сегодня организует и направляет работу в музее учитель русского языка и литературы Степанова Нелли Дмитриевна. Проводимая школьным музеем работа многообразна по своему содержанию и формам:
пополнение фондов путём изучения литературных, картографических, архивных источников;
изучение собранных в музее материалов;
создание постоянных и временных выставок;
оказание помощи учителям в использовании музейных материалов и учебном процессе;
установление связей с другими школьными музеями;
проведение викторин, конкурсов краеведческого содержания.
Организация музея – проявление зрелости общества.
Создание школьного музея – это определённый этап краеведческой работы, а отнюдь не её завершение. Жизнь идёт вперёд, явления окружающей нас действительности находятся в постоянном развитии и изменении, эти изменения и являются неиссякаемым источником пополнения экспозиции новыми материалами. У поисково-исследовательской работы предела нет. Но поиск материала должен вестись планомерно и целенаправленно. И тогда музей становится не местом разовой экскурсии, мероприятия, как это часто бывает, а элементом образования.
Гуляева Т.М.
Экскурсоводы А. Плаксицкая, А. Берлова, А. Калиева, Л. Кучеренко, О. Дьякова и О. Беркута. Вкладывали частичку своей детской души в каждую экскурсию. Увлеченно и взволнованно вели нас от стенда к стенду, открывая интересные странички жизни родной станицы.